Еще не так давно, каких-нибудь пятьдесят лет назад ни один праздник не обходился без народной песни. Гармонисту на празднике был особый почет. Петь, пусть и не очень профессионально, умели почти все. И жили как-то дружнее и интереснее, чем сейчас. Сравнивая нынешнее поголовно телефонизированное время и трудные послевоенные годы, приходим к парадоксальному выводу: жить стали сытнее, богаче и обеспеченнее; но вот лучше ли? Как-то потихоньку уходит из нашей жизни душевное тепло человеческого общения. Обилие и доступность звуковоспроизводящей аппаратуры практически вытеснило из нашей жизни естественное звучание певческого голоса и музыкальных инструментов. Вытеснило настолько, что живое пение можно сейчас услышать разве что на утреннике в детском саду. Побывать на концерте живого звука профессиональных исполнителей сегодня большая удача. Мы легко можем найти в Интернете произведения самых именитых композиторов, исполненные самыми виртуозными музыкантами, на лучших инструментах мира. Но нет в записанной и воспроизведенной музыке чего-то неуловимого и неподдающегося объяснению, создающего ощущения «настоящего момента» - единственного, неповторимого и прекрасного мгновения нашей жизни. Мгновения, которое можно пережить только сейчас и никогда более. Наше общество настолько приучено к звучанию аппаратуры, что даже на семейных праздниках мы поем в микрофоны караоке.
Я могла бы сказать, что за последнюю четверть века слышала живое профессиональное исполнение только один раз, на концерте камерной музыки в Доме-музее Нестерова в Уфе. Но мне повезло. По распределению я приехала работать учителем физики в небольшой поселок Башкирии с непонятным названием Амзя. В поселке всего 6000 жителей, но при этом есть своя Детская Школа Искусств. В школе два отделения: музыкальное и художественное, плюс еще класс общего эстетического развития. В этой школе сбылась моя давняя детская мечта – учиться музыке.
ДШИ села Амзя – необыкновенная школа. Здесь каждый ребенок по определению считается особенным и талантливым (а учится в школе искусств почти две трети всех детей поселка в возрасте от 6 до 16 лет). Здесь все до одного концерта проходят без микрофонов и фонограмм. Здесь репертуар больше чем на половину состоит из произведений учеников и преподавателей школы. Здесь ученики исполняют произведения Листа! Здесь музыканты пишут картины, а художники поют и играют в ансамбле. Концерты учеников младших классов проходят при битком набитом зрительном зале школы искусств. А концерты с участием выпускников и преподавателей школы собирают аншлаги в Доме Культуры, где зал весьма внушительный даже для города. Есть в музыкальной школе уникальный оркестр разнородных инструментов. В нем удивительнейшим образом сочетаются самые разные инструменты: гитары, флейты, барабаны, домры, ксилофоны, аккордеоны, тарелки, кастаньеты, маракасы, рояль, треугольники, свирель, гармонь, труба, пионерский горн и ложки. Да вообще все инструменты, которые имеются в распоряжении школы. Кстати, не мало инструментов сделано руками учеников и преподавателей школы. Этому оркестру очень подходят слова Булата Окуджавы «надежды маленький оркестрик под управлением любви».
Особо хочется сказать о коллективе преподавателей школы. Среди них есть и бывшие ученицы этой же школы. Их уровень профессионализма вполне позволяет им работать в самых престижных музыкальных школах России, преподавать в ВУЗах или делать сольную карьеру исполнителей. Каждая из работающих здесь женщин необыкновенно талантлива и креативна. Однако, уже много лет они трудятся вместе в сельской школе искусств. В прошлом году ДШИ села Амзя исполнилось двадцать пять лет. За это время трудами преподавателей создано настоящее чудо, где бережно хранится любовь к живому звуку.