Недавно Борис Гребенщиков заявил, что Аквариум в нынешнем виде существовать больше не будет. На официальном сайте группы расписания концертов на апрель уже нет. Неужели действительно всё? Аквариум, насчитывающий сорок лет истории, умер? В российской рок-музыке группа имеет непререкаемый авторитет. Достаточно упомянуть две фамилии – Курёхин и Бутман. Люди, в разное время сотрудничавшие в Аквариумом и сами по себе ставшие иконами современной музыки.
История группы началась в далёком семьдесят втором. Нет нужды пересказывать её историю. Достаточно вспомнить гениальное «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет», породившее большое количество подражаний и перепевок. А гениальный маркетинговый (господи, в Советском Союзе и слова-то такого сейчас не знали) ход: приписать авторство музыки собственной песни (Под небом голубым есть город золотой) старинному итальянскому музыканту Франческо да Милано! А позже допустить якобы утечку информации, что автор стихов – советский диссидент Хвостенко, эмигрировавший во Францию в 1977 году! Ерунда всё это. Автор музыки и текста – Борис Гребенщиков. Правда, мне непонятно, зачем понадобился такой ход и без того талантливому автору? Правда, в качестве раскрутки – почему бы и нет? Главное, что оригинально, нестандартно, интеллигентно и не эпатажно.
А песни Аквариума в культовом фильме АССА? Всего-то прозвучало пять или шесть (в том числе «Под небом голубым»), однако каждая стала мерилом стиля или оригинальности. Девяностые были, пожалуй, самыми плодотворными для группы. Альбомы «Кострома мон амур», «Навигатор», «Пески Петербурга», «Любимые песни Рамзеса IV» и многое, многое, многое другое.
И что, теперь всё это добро – на пенсию? Да вряд ли. Рискну предположить, что песни Аквариума будут слушать до тех пор, пока существуют люди, для которых русский язык является родны. А что касается музыки, то по богатству звучания и виртуозности исполнения она не имеет равных в российской рок-среде. Одним словом, если уж Гребенщиков и К и собрались на заслуженный отдых, спокойно отдохнуть им не дадут. В хорошем смысле. Конечно, работать в том ритме, как раньше, они уже не смогут, чай, не молодые уже. Но и того, что сделано за сорок лет работы, достаточно чтобы обессмертить и Аквариум вообще, и Гребенщикова в частности. Уж простите за пафосность оценки.